Яндекс планирует привлечь китайских экспертов для создания универсальной платформы для полностью беспилотного транспорта. Существующий модуль автопилота Яндекса разрабатывался для автомобилей Hyundai, но поскольку южнокорейский автопроизводитель прекратил свою деятельность в России, было решено создать систему, которая подойдет к любому автомобилю.
“Ъ” отмечает, что на яндекс-странице профессиональной социальной сети LinkedIn размещена информация о поиске инженера-эксплуататора с опытом разработки электронных блоков управления в Сучжоу, Китай. Ему придется работать с «Независимым конструкторским бюро Китая» над разработкой автопилота «роботакси пятого поколения» для «Яндекса». Электронные блоки управления — это модули, которые управляют отдельными подсистемами автомобиля, такими как двигатель и подвеска. Беспилотные автомобили оснащены блоками автономного вождения и помощи водителю, которые обрабатывают данные спутниковых навигационных систем, камер, лидаров и других датчиков. Такие модули производят компании Intel, NVIDIA, Hitachi и Continental.
Автопилот существующих роботакси Яндекса, появившийся в 2020 году, относится к четвертому уровню и практически полностью автономен. Создан для модели Hyundai Sonata и доработан в сотрудничестве с Hyundai Mobis. После начала событий в Украине Hyundai значительно сократила свое присутствие в России, а Яндекс решил создать систему, которую можно было бы внедрить в самые разные автомобили. «В связи с этим мы рассматриваем различные платформы для создания беспилотных автомобилей нового поколения», — пояснили в компании.
В Китае растет производство автозапчастей, а разрыв связей с западными партнерами привел к тому, что российские автопроизводители стали чаще заказывать детали. Индустрия беспилотных перевозок также активно развивается в Китае, и эксперты прогнозируют, что к началу следующего десятилетия Китай станет крупнейшим рынком беспилотных автомобилей, причем только рынок роботакси достигнет $178 млрд. Он будет расти. Им управляет Apollo Go (Baidu), крупнейшая в Китае служба беспилотного такси. В Сучжоу работает ряд производителей автоэлектроники, в том числе японский завод Hitachi Astemo, однако эти производители не могут напрямую сотрудничать с «Яндексом». В России НПП «Ителма» производит электронные блоки управления, но ее продукция не соответствует стандартам автопилота пятого уровня.
После реструктуризации «Яндекса» международное подразделение беспилотных автомобилей должно быть передано в международную группу под контролем Yandex NV — сегодня компания возобновила свою деятельность в США под брендом Avride. В то же время российское ООО «Беспилотные технологии Яндекса» передало права на изобретения, связанные с лидаром и автопилотом, ООО «Лаборатория Алисы», которое занимается голосовыми помощниками Яндекса и интеллектуальными устройствами».