Компания Tesla планирует противопоставить дешёвым китайским электромобилям свою модель за $25 000, но поначалу ей придётся пересмотреть промышленный процесс разработанный ещё Генри Фордом (Henry Форд) больше 100 годов назад.
Компания планирует ввести «бескоробочный» (unboxed) подход, который больше припоминает не традиционную производственную линию, а сборку конструктора Lego. Заместо того, чтоб посылать машину в движение по линейному сборочному потоку, детали будут делать одномоментно в определённых местах и в конце собирать их вкупе. По версии Tesla, это поможет уменьшить производственные площади больше чем на 40 %, а фабрики будут строиться резвее и с наименьшими затратами. Если новый процесс сборки окажется удачным, компания понизит производственные расходы в два раза — это станет залогом выпуска дешёвого автомашины и поддержит спрос, рост которого замедлился, как и рост акций производителя автомобилей.
Пока Tesla не приводит подробностей, как у неё обстоят дела с этим проектом: глава компании Илон Маск (Elon Musk) легко отметил что компания «продвинулась очень неблизко», а старт экономной модели намечен на конец последующего года. Он упомянул «революционную производственную систему», которую именовал «намного больше продвинутой, чем неважно какая другая система авто производства в мире, со значимым отрывом», но деталей так и не раскрыл. Маск славится склонностью затягивать сроки — о модели за $25 000 он упомянул ещё в 2020 году; ну и мотивированные характеристики экономии пока обозначены только гипотетически.
Новый прием ещё не проверен, он также может быть по неким нюансам неэффективным и нести опасности — по оценке аналитиков Блумберг Intelligence, издержки получится уменьшить на 33 %, но не в два раза. Есть и иное мировоззрение: главный директор компании Caresoft, которая занимается проектированием и тестированием автомашин, Мэтью Вачапарампил (Mathew Vachaparampil), рассказал, что его инженеры издержали 200 000 часов на создание числовой копии новейшей производственной платформы Tesla. Они нашли, что план Личина на техническом уровне осуществим, и он будет иметь «громадный денежный смысл», если его реализуют.
Большая часть производителей автомобилей массового рынка держится базисной схемы, которую Генри Форд в 1913 году первый раз применил при выпуске Model T. На первом шаге штампованные панели свариваются, образуя прямоугольную коробку кузова, на которую ставятся двери. Далее машина проходит покрасочный цех — погружается в немаленький чан либо красится распылителем, после этого сушится в немаленький печи. Свежеокрашенные двери снимают. Инсталлируются проводка и мотор, ставятся сидения и другие части интерьера, добавляются окна и лобовое стекло. На финишном шаге опять инсталлируются двери.
Из слов управления Tesla, это неэффективный процесс: перемещение коробки размером с авто занимает немало места. Покраска всего кузова, но не только тех панелей, которые в этом нуждаются, просит излишних времени и энергии. А работа с массивным каркасом значит, что только маленькое число человек может собирать детали одномоментно. Бескоробочный подход не просит передвигать каркас машины по заводу — заместо этого рабочие, разбившись на маленькие группы, одномоментно собирают разные составляющие, которые позже передвигаются на окончательную сборку.
По оценке Caresoft, исключительно в покрасочных цехах заводов нового эталона расходы снизятся на 50 %. Покраска является не дешевый задачей: высочайшая температура просит значимых энергоресурсов, а к выбросам предъявляются строгие требования — в конечном итоге пропускная способность покрасочного цеха почти во всем определяет эффективность всего завода. Характерный кузов машины имеет около 4,5 м в длину и 1,8 м в ширину. Заместо того, чтоб посылать его в покраску полностью, новый процесс Tesla предугадывает покраску отдельных панелей перед сборкой машины.
Опасности бескоробочного способа заключаются в том, что он ещё не был проверен, а его введение может вызвать задержки производства. Хотя, Tesla уже приходилось заносить значительные конфигурации в закоренелые производственные практики. Так, при производстве Model Y заместо штамповки неких частей делается отлив больших форм — фронтальной и задней частей автомашины, — что избавляет надобность в сотках дополнительных деталей и сварных швов. У Tesla есть и некие достоинства перед старенькыми производителями автомобилей: её фабрики новее, а некие ещё не построены, потому компания может легче и с наименьшими затратами приспособить свои мощности под передовые способы производства.
Да и не трудно тоже не будет. Компания предупредила инвесторов, что на данный момент находится «меж 2-мя большими волнами роста», а спрос на самые востребованные Model 3 и Y, которые выпускаются уже немало лет, достигнул максимума. В прошлом году Tesla поставила 1,85 миллиона машин, а к 2030 году планирует отгрузить 20 миллиона. Для этого ей пригодятся еще больше дешёвые модели.