Принятый администрацией президента США Байдена в 2022 году «Закон о понижении инфляции» (IRA) предугадывает субсидирование покупок некими гражданами электромобилей, собранных в Северной Америке. Китайские власти подобные правила считают дискриминационными по отношению к импортёрам электромобилей, а оттого на деньках подали жалобу в ВТО.
Китайская сторона утверждает, что власти США, прикрываясь необходимостью реагирования на конфигурации климата, понижения углеродных выбросов и защиты среды, в реальности делают желательные условия для реализации на рынке США электромобилей, выпущенных как в США, так и в ряде других государств и регионов. Китайское руководство считает основным подать жалобу в ВТО с целью защиты легитимных интересов представителей китайской электромобильной индустрии, вдобавок сохранения принципов добросовестной конкуренции на глобальном рынке.
Напомним, что так именуемый IRA предугадывает субсидии в размере до $7500 при покупке электромобилей определёнными категориями людей США, которые выбираются в основном по размеру годичного дохода. При всем этом под субсидии попадают только электромобили, собранные на местности Северной Америки и оснащаемые тяговыми батареями, выпущенными в странах, у каких с США есть соглашения о свободной торговле. При всем этом Китай остаётся наикрупнейшим производителем тяговых батарей, и та же Tesla поставляет на рынок США электромобили, оснащённые батареями китайского производства. При имеющихся правилах предоставления субсидий до $3750 из полной суммы компенсации может теряться из-за наличия в электромобиле батареи «непонятного» происхождения. Предъявляются и определённые требования к происхождению сырья для производства тяговых батарей, а оно на данный момент поступает в основном из Китая.
К слову, подобные правила предоставления субсидий смущают и южнокорейских производителей электромобилей, которые собираются сделать выпуск машин на электротяге в США, но не сейчас готовы оснащать их батареями местного производства. На локализацию выпуска батарей в США уйдёт какое-то время, и до определённого момента электромобили корейских марок при продаже гражданам США будут лишены половины субсидии. Хотя, пока ВТО получила только жалобу со стороны Китая. На рассмотрение этой жалобы может уйти до 6 месяцев, но по мере надобности сроки могут быть продлены.
Броско, что самый большой производитель электромобилей в мире — китайская компания BYD, хоть и располагает консульством в США, предпочитает ввозить через него в основном коммерческую технику, и летом прошедшего года управление компании заявило, что не рассматривает возможность поставок легковых электромобилей на рынок США, но проявляет высшую активность в странах Латинской Америки.
До сего времени власти Китая не направляли внимания на условия субсидирования южноамериканского рынка электромобилей, и главные противоречия у их появлялись с Евросоюзом, который на данный момент ведёт дознание на тему наличия у китайских производителей автомобилей нелегальных преимуществ, позволяющих им продавать свои электромобили приметно дешевле аналогов евро производства. Если выводы Еврокомиссии по поводу наличия у китайских производителей несправедливых преимуществ будут доказаны, то власти Европы получат основание для увеличения привезенных из других стран пошлин на китайские электромобили, реализуемые в регионе.