Федеральная таможенная служба объяснила правила утильсбора на автомобили Сэкономить на уплате утильсбора при ввозе автомобилей через Армению и Киргизию больше не получится. Федеральная таможенная служба закрыла важный канал параллельного импорта
Купить иномарку, ввезенную в Россию через страны Евразийского экономического союза со скидкой при уплате утилизационного сбора в настоящий момент невозможно. Это Autonews.ru разъяснили в Федеральной таможенной службе (ФТС) и подтвердили участники рынка. Разбираемся, есть ли шанс сэкономить и заплатить 3 400 руб. вместо 844 000 руб.
Понятие личного пользования уточнили
Новые правила ввоза автомобилей в Россию и уплаты утилизационного сбора начали действовать с 29 октября. Соответствующее постановление правительства № 1722 было принято 17 октября 2023 года, однако его смысл не сразу стал понятен участникам рынка.
На первый взгляд ничего принципиально не изменилось. При ввозе автомобиля в эксплуатацию на территории России, например при его ввозе из-за рубежа, платится утильсбор в зависимости от объема двигателя, который достигает 1 235 000 руб. При этом, если объем мотора не превышает 3 литров, а машина ввозится физическим лицом для личного пользования, утильсбор уплачивается по льготной ставке — всего 3 400 руб. вместо максимальных 844 тыс. руб, которые платят физлица, если объем двигателя больше 2 литров.
Это правило действует и сейчас, но контроль за его соблюдением стал гораздо жестче. Фактически, под запрет попала работа посредников, а воспользоваться льготами на таможнях союзных стран больше нельзя, подтвердили в ФТС.
Повышение утильсбора с 1 августа 2023 года привела к тому, что занимающиеся поставками автомобилей по параллельному импорту компании стали использовать обходные схемы. Самым выгодным был ввоз через Киргизию и Армению, признает учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян.
«В Армении нет своей автомобильной промышленности, так что у правительства нет необходимости защищать ее от импорта, и таможенные ставки на машины ниже, чем в России», — поясняет эксперт.
Та же ситуация существует в Киргизии. В итоге компании ввозили машины в эти страны, проходили там таможню, а далее российский клиент как физическое лицо покупал такой автомобиль и платил утильсбор по льготной ставке.
Новое постановление запрещает такую схему. Как пояснили Autonews.ru в Федеральной таможенной службе, теперь при ввозе машины из стран ЕАЭС даже для личного пользования утилизационный сбор придется платить в полном объеме. Более того, в ответе ФТС Autonews.ru отдельно прописано, что для получения права на льготу при уплате утильсбора «таможенные пошлины, налоги в отношении транспортного средства уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в установленном порядке».
Фактически, это делает ввоз машин в Россию через соседние страны бессмысленным, говорит Мардоян.
«Ввести автомобиль и заплатить за него всего 3 400 все еще можно. Но это должно делать именно одно физическое лицо, заплатив при этом все таможенные сборы. Если вы лично приедете в Армению или Киргизию, купите там автомобиль в автосалоне или у частного продавца, привезете его в Россию, то утильсбор придется заплатить в полном объеме, даже если вы купили «Жигули», — говорит эксперт.
Это подтверждают и в таможне. «Для целей применения льготного коэффициента утилизационного сбора транспортное средство должно быть ввезено на территорию ЕАЭС физическим лицом для личного пользования и задекларировано с применением пассажирской таможенной декларации», — говорится в ответе ФТС. При этом имеется ввиду одно физическое лицо, которое владеет машиной и в соседней стране, и в России. Если машину ввез гражданин Киргизии и продал ее гражданину России ранее, чем через 12 месяцев после таможенного оформления, российский владелец должен заплатить утильсбор в полном объеме наравне с юридическими лицами.
Исключение сейчас еще делается при покупке машины в Белоруссии, говорит основатель компании Rucars Роман Рассудков. По его словам, сейчас льготный утильсбор примут от физического лица только при предоставлении таможенного приходного ордена Республики Беларусь, подобные документы из остальных стран ЕАЭС требуют уплаты утильсбора в полном объеме. Однако таможенные ставки в Белоруссии такие же, как и в России, так что привозить машины с двигателями внутреннего сгорания через эту страну стоит столько же, сколько и прямой ввоз в Россию.
Закон един для всех
До 29 октября уплату утилизационного сбора контролировала не российская таможня, а Федеральная налоговая служба. Источник Autonews.ru в Минпромторге подтвердил, что нововведение призвано именно искоренить серые схемы импорта, чтобы машины поступали в Россию напрямую с уплатой всех положенных взносов, а не ввозились через союзные страны компаниями-посредниками.
Участники рынка признают, что это справедливо. По мнению Рассудкова, теперь импорт машин в Россию станет более прозрачным, хотя их цена для конечного потребителя вырастит.
«Зато можно будет не опасаться того, что государство потом доначислит какие-либо дополнительные сборы», — говорит Рассудков.
Единственная претензия возникает к срокам вступления новых правил в силу. Постановление было принято за 12 дней до начала его применения, а автомобили везутся в Россию заметно дольше. При этом само постановление понять очень сложно, а фактически об изменении правил предприниматели узнали по факту уже на таможне, говорит Мардоян.
«Клиент заказал BMW X7 с трехлитровым мотором. Обговаривая цену, я исходил из утильсбора в размере 3 400 руб. До 29 октября машина прийти не успела, так что теперь мне нужно заплатить 844 тыс. руб. вместо 3 400», — говорит эксперт.
Сэкономить все еще можно
С1 августа ставки утилизационного сбора не менялись, и для физических лиц по-прежнему действует льготные сборы 3 400 руб. за новую машину и 5 200 руб. за автомобиль старше пяти лет. Однако, чтобы получить эту льготу, надо соблюсти несколько правил.