Европейская комиссия впервые предоставила субсидии производителям аккумуляторов в рамках усилий по очистке сточных вод для американских компаний. Победителем стала шведская компания Northvolt, которая разработала собственную конкурентоспособную литиевую батарею. Еще в марте 2022 года Northvolt пообещала построить гигантский завод по производству аккумуляторов в Германии, но с тех пор отказалась от этого обещания и переключила свое внимание на заводы в США.
Закон о реагировании на инфляцию (IRA), подписанный президентом Джозефом Байденом 16 августа 2022 года, предоставляет щедрые субсидии производителям, которые хотят построить заводы в Соединенных Штатах. Это сорвало публично объявленное обязательство Northvolt расширить свою деятельность в Европе вскоре после этого. Это плохо для ЕС, и длительные переговоры начались, несмотря на предупреждения экспертов, что бюрократия и инвестиционная политика США подорвут производство аккумуляторов для электромобилей в Европе.
Сегодня стало известно, что Европейская комиссия согласилась предоставить Northvolt беспрецедентный грант на строительство завода. Это была первая акция против денежно-кредитной политики США.
Маргрет Вестагер, исполнительный вице-президент по конкурентной политике, заявила, что грант направлен на «предотвращение бегства инвестиций из Европы в рамках новых возможностей, предоставляемых Временной рамочной программой по борьбе с кризисом и переходным периодом с марта 2023 года. Это первая одобренная индивидуальная поддержка. «Строительство завода в Германии является важным шагом на пути к электрификации европейского транспорта при сохранении равных условий игры на едином рынке», — добавила она.
Northvolt получила от европейских властей 902 миллиона евро (986 миллионов долларов) на строительство завода. Завод будет построен в Хайде, земля Шлезвиг-Гольштейн. Строительство начнется в 2025 году (опять же привет от европейских бюрократов), строительство начнется в 2026 году и выйдет на полную эксплуатацию в 2029 году. Ожидается, что на полную мощность завод будет производить аккумуляторы для одного миллиона электромобилей в год.
Теперь о печальном для Европы. Northvolt уже начала строительство заводов в Северной Америке и Канаде. Власти Квебека выделили компании 2,9 миллиарда долларов, а федеральное правительство выделило дополнительно 4,4 миллиарда долларов, которые, судя по всему, выражены в канадских долларах, что примерно на 30% меньше, чем в долларах США. Однако на этом фоне Европа по-прежнему не является особенно богатым регионом мира, а инвестиционный климат не является относительно благоприятным.