Царь-машина «SMT» – автомобиль русского царя Николая II

Прокатить «Его Величество»!

Барон Фредерикс потратил 10 лет, чтобы приобщить Николая II к прогрессу того времени – автомобилю. Даже пытался катать его на своём.

Царь-машина "SMT" – автомобиль русского царя Николая II
Delaunay-Belleville 1906 года – Википедия

Едва император уселся, мотор чихнул и заглох. Фредерис считал себя уволенным, но обошлось.

Первой в императорской семье авто приобрела мама Мария Фёдоровна. Поступок мамы Николая не вдохновил. Он любил технические новинки, но к «самобеглым телегам» относился предвзято.

Сломать отношение удалось князю Орлову. Он год, по сути, став личным водителем, возил императора на своём «Делон-Бельвиле». В 1905 г. государь «созрел».

Чтобы у нас, не как у всех

Первые два «Бельвиля» заказали во Франции. Стоили они не дёшево. Манифест 1905 г. урезал возможности императорского бюджета. Конечно, не настолько, чтобы семья голодала, но денег всегда жалко.

Покупку провели на государственные средства призрачной статьёй «непредвиденные расходы». Требования французам выкатили «не горюй».

Машина должна плавно тормозить. Не трещать, как у Рябушинского. Заводиться с шофёрского места – не как у мамы, чей водитель крутит двигатель железякой полчаса. Остальное по мелочам: двойные рулевые тяги, отопление и т. д. Заодно прикупили у немецкого брата Вилли пару «Мерседесов».

Следующие авто приобретались подетально. Их, к чести императора, собирали на петербургском «Людвиг Нобиле». Правда, по непонятной причине, стоили они дороже.

Гляньте: 5 способов как определить машина перекрашивалась или нет (битая или нет).

SMT

Царь Николай II на своём автомобиле Delaunay-Belleville SMT, 1908
Царь (сзади) в Delaunay-Belleville SMT, 1908 или 1909

Компания Бельвиль была неприлично молода, но успешно выпустила несколько дешёвых авто. Дороговизну для русских можно объяснить не чистыми на руку царскими представителями, воспользовавшимися системой откатов.

С другой стороны, французские инженеры воплотили немало уникальных технических новинок. Сигнал, подкачку шин, пуск и торможение мотора они соединили в единой пневмосистеме.

Для старта особым устройством в цилиндры нагнетался воздух, раскручивая двигатель до нужных оборотов. Затем шофёр перекрывал воздух, открывал топливо и включал зажигание.

Автомобиль имел систему отопления, москитную сетку. Одна из моделей – панорамную крышу. Среди других авто Бельвиль выделялся круглой формой капота, похожего на водовозную бочку с днищем-радиатором.

С 1905 по 1914 для компании были золотые деньки. Её даже обозначали аббревиатурой «SMT», что в переводе: «Автомобиль русского царя». Европа пестрела рекламой с сидящим в Бельвиль довольным Николаем II.

Полезно и интересно: Как не уснуть за рулём — советует и рекомендует опытный дальнобойщик.

Гараж

Гараж русского императора Николая II
Императорский гараж

Гараж построили близ Александровского дворца в английском стиле с несколькими зонами: мастерские, мойка, служебные помещения. Во втором этаже располагалась квартира Адольфа Кегреса – талантливого инженера изобретателя, личного императорского водителя. Появились гаражи в Москве и Крыму. К 1914 году штат сотрудников насчитывал 80 высокооплачиваемых специалистов.

Царь ездил на разных марках, но предпочитал «Бельвиль». Отправляясь с визитом заграницу, всегда брал его с собой. Для этой цели построили специальный железнодорожный вагон.

Спецвагон для автомобиля царя Николя II
Спецвагон для императорского авто

«Бельвиль» вёз императора со станции Дно, где он принял отречение. Точнее, не императора, а уже гражданина Романова.

3 thoughts on “Царь-машина «SMT» – автомобиль русского царя Николая II

  • Рассказывая о предстоящем юбилее Гаража Особого Назначения, нельзя не упомянуть об автомобилях, с которых начиналась история спецтранспорта для главных лиц государства. Мы уже писали о Delaunay-Belleville SMT , изготовленных для Николая II. Сокращение SMT означало Sa Majeste le Tsar , что на русский язык переводится как Его Императорское Величество .

  • Как известно, отречение Николая II произошло в поезде на станции Псков 2 марта 1917 года. В Царское Село он вернулся 8 марта и от станции до дворца ехал на автомобиле, марку которого история до нас не донесла, но не исключено, что это мог быть и этот «Делоне-Бельвиль». В списке автомобилей теперь уже бывшего Собственного Его Величества гаража указано, что лимузин был реквизирован 9 марта и за ним закреплен шофер по фамилии Плюснин.

    • Настя, очень интересно. А что ещё можете рассказать о последних дней «русского князя Всея Руси»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *